Дуло

Вопрос о татарах: кто булгар, а кто нет?

Этот пост я вынашивал давно. На фоне неутихающих споров о происхождении татар, мне давно хотелось разобраться в этногенезе татарского народа и ответить на вопрос: какая же группа современных татар относится к булгарам, а какая нет? Можно ли всех современных татар объединить под одним этнонимом "булгары", как это пытаются сделать булгаристы? Может это полная бессмыслица? Эти вопросы принципиальны для меня, т.к. я убеждён, что любой народ имеет право знать свою историю и идентифицировать себя тем, кем он является на самом деле. Ни один народ не должен ходить с ложным ярлыком, которого на него повесили другие. Напомню, что настоящие монгольские племена под названием "татары" жили в VI—XIII веках далеко в степях Центральной Азии и к современным татарам никакого отношения не имеют. У современных татар в предках значится совсем другие народы, поэтому справедливости ради "татарами" они называться не могут. В этом посте попробую это показать.

Восточная Европа 9-11 веках.
Восточная Европа 9-10 века

Итак, официально выделяются следующие группы татар:

Казанские татары
Мишари
Касимовские и бордаковские татары
Сибирские татары
Астраханские татары
Тептяри
Пермские татары
Польско-литовские татары
Кряшены
Нагайбаки

Ведущую группу из всего "татарского" этноса составляют казанские татары. С 20-х годов прошлого века их язык считается образцовым, на него равняется вся татарская литература, алфавит, произношение, правописание, по нему обучаются дети в школах, все остальные отклонения языка перешли в разряд диалектов. Никто уже не сомневается в том (разве что безнадежно неизлечимых монголистов-татаристов-империалистов и некоторых чуваш, которые не хотят делиться булгарским наследием с казанцами), что этническую основу казанских татар составили булгары. В 7 веке причерноморская Великая Болгария распадается, под натиском хазар булгары в поисках спасения разбегаются кто куда. Часть болгар, под предводительством Аспаруха, переселяется на Дунай и на берегах реки создает Дунайскую Болгарию, часть, под предводительством Котрага, уходит в Волго-Камье и основывает Волжскую Булгарию. На новых землях они смешиваются с местными племенами, со славянами ("именьковская культура" большинством учёных признана славянской) и финно-уграми. В 865 году дунайские болгары окончательно принимают христианство (Борис I), а их собратья волжские булгары через 57 лет в целях защиты от хазар приглашают Багдадских богословов и принимают ислам (Алмуш, 922 год). Стоит отметить, что христианство же в среду болгар начинает проникать еще в Причерноморье. Кубрат - основатель Первой (Великой) Болгарии, воспитывался в Византийском дворе, был крещен в 12 лет, а его дядя хан Органа (Бу-Юргана) основал первую булгарскую архиепископию в городе Корсунь. Правда, ислам принимают не все волжские болгары, и не так, как хотело Багдадское посольство. Дело в том, что взамен на принятие ислама, Алмуш хотел получить деньги на строительство крепости, но деньги он не получил. После скандала с посольством, ислам он все-таки принимает, т.к. понимает, что будучи мусульманином, хазары на него нападать не будут. (Войско у хазар было наемное из мусульман, а мусульмане не воевали с мусульманами). В последствии Волжская Болгария разгромляется татаро-монгольским нашествием и, после нескольких восстаний, включается в состав Золотой Орды (1240 год). Позднее радикальный исламист - хан Узбек, убив всех своих соперников, приходит к власти в Золотой Орде, разгоняет всех христиан с язычниками и объявляет Золотую Орду мусульманским государством (1313 год). Триста лет волжские болгары находятся в подчинении завоевателей, хотя при этом сильно влияют на них в культурном плане. Когда Орда распадается, один из чингизидов крымско-татарского происхождения Улуг-Мухаммед на месте Волжской Болгарии основывает новое ханство, называемое Казанским (1438 год). Стоит отметить, что все последующие ханы Казанского ханства не были из числа местного населения булгар, а были чингизиды из разных династий: то крымских (десять), то сибирских (один), то астраханских (три) ханов. Правителей с булгарскими корнями не было в Казанском крае с тех самых пор, как пала Волжская Болгария. Хотя, известно, что в первые года, булгарские цари, так же как и русские, получали ясак на правление. Благодаря этим - фактически чужим - правителям на булгар вывешивается ярлык "татары". Русские же имели дело с ханами, а не с местным населением, как ханы называли себя, так русские называли и болгар, то есть - татарами. Действительно, последние исследования генетиков говорят о том, что казанские татары в сути своей не являются тюркской народностью, а являются финно-уграми, сменившие когда-то изначальный язык на тюркский. Возможно, тюркизация произошла вместе с исламизацией. Ибн-Фадлан, посетивший Волжскую Болгарию в составе Багдадского посольства, четко называет булгар славянами, при этом других тюрков (огузов, печенегов, башкир) он называет тюрками, а значит он понимал кто есть кто. А персидский путешественник Истархи, тоже с 10 века, пишет, что язык хазар не похож на язык тюрков, а похож на язык булгар. Эти и другие факты говорят о том, что булгары изначально не были тюрками. (Как-нибудь я обязательно напишу о языке булгар). Лишь незначительная часть татар (примерно 10-15 %%) имеет восточное происхождение. Казань со времен Золотой Орды вознеслась, как центр татарской цивилизации, она всегда притягивала тюрков и татар небулгарского происхождения. Вливание извне было неизбежно. Поэтому в Казани можно встретить любого представителя из татарских групп. Примерная численность казанских татар на сегодняшний день - 2 млн.человек.

Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.
Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.

Казанские татары
Казанские татары

Казанская татарка
Казанская татарка

Мишари - второй крупный субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском (западном) диалекте татарского языка. Формирование мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере. Существует две основные версий о происхождении этого народа. Мещерекская – согласно этой теории мишари возникли путем тюркизации финно-угорского народа мещереков. Другая версия предпологает, что мишари потомки буртас, жившие в V-XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Этническая принадлежность буратс до сих пор остается не ясной. Некоторые учены считают их близким народом к ираноязычным аланам, другие - к финно-уграм, третьи - к булгарам. Но судя по всему мещереки и буртасы были родственными или даже одним и тем же народом, но с разными названиями. По внешнему виду современные мишари - типичные европеиды со светлыми волосами и часто с голубыми глазами. Выделяются чокающие и цокающие. Можно заметить, что цокающие в основном живут там, где жили мещереки, а чокающию живут там, где жили буртасы. Есть ли тут какая-то связь?.. Вполне возможно. Последний раз как отдельный народ мишари отмечались в 1926 году и численность их была около 1 миллиона (сегодня по некоторым оценкам может дойти до 2,5 млн.). Можно ли мишар назвать булгарами? Отчасти: может, они и не были булгарами, но генетическое родство на лицо. Любая теория о происхождении мишарей сближает их с булгарами.

Мещерячки. Гравюра из атласа к французскому изданию «Путешествий по разным провинциям Российского государства» Палласа. 1794 год.
Мещерячки. Гравюра из атласа к французскому изданию «Путешествий по разным провинциям Российского государства» Палласа. 1794 год.

Мишари Сергачевского уезда 1890-е
Татары Сергачевского уезда

Деревенские старшины сергачевских мишар
Мишари-старшины Сергачского уезда

Примерные границы некоторых мишарских княжеств в Мещере в XV—XVI веках.
мишари
Обратите внимание на языческие имена мишарских князей на карте.

Касимовские татары – их название связано с Касимовским царством - феодального государства со столицей в городе Касимов, существовавшего в 1452-1681 годах в западной части Мещёры. Основу их этнического субстрата составили мишари и другие финно-угорские племена, обитавшие на землях Мещерского края еще до образования Касимовского ханства. В качестве этнического субстрата выступили выходцы из Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, казахских и ногайских орд, оседавшие на территории царства в течение XV—XVII вв. Этногенетическое взаимодействие этих племен и народностей оказало большое влияние на формирование и развитие традиционной культуры касимовских татар. В ней наиболее наглядно проявились сложные процессы политической и социально-экономической истории данной группы татар. Ныне - это территория Рязанской области. Бордаковские татары - это православные касимовские татары.

Рязанская (касимовская) татарка,1930-е
Татарка Рязанск.обл., 1930-е

Сибирские татары - коренной этнос Западной и Южной Сибири. По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским хантам. Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар, антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос! С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех татарских групп. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, в среде сибирских татар сильно чувствуется их близость с казахами и отличия от казанских татар. Сибирские татары – не являются генетическими родственниками казанским татарам и булгарами их называть нельзя. Они - отдельный народ. Численность доходит до 200 тыс.чел.

Сибирские татары начала ХХ века
Сибирские татары

Астраханские татары - территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. В XV—XVII вв. астраханские татары, населявшие Астраханское ханство (1459—1556), частично Ногайскую Орду и отдельные ногайские княжества (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев (которые в свою очередь имеют монгольское происхождение - мангыты). Астраханские татары, равно как и многие другие представители татарского и других тюркских этносов, употребляют несколько эндоэтнонимов для обозначения субэтнической и родовой принадлежности (нугай и карагаши). В прошлом от оседлых астраханских татар особняком стояли кочевые татарские группы - так называемые юртовые татары. Сегодняшние астраханские татары по внешности скорее монголоидны, чем европеидны. Можно ли астраханских татар называть булгарами? Нет! Хотя Л.Н.Гумилев считает, что астраханские татары частично потомки хазар. А хазары в свою очередь, хоть и враждовали с булгарами, но были им родственны. Астраханских татар насчитывается всего ок. 2 тыс.чел.

Начало ХХ века
астраханская-татарка

Тептяри - субэтнос татар, возник в 17 веке на территории Башкортостана, после переселения туда казанских татар, чувашей и финно-угорских народов и смешения их между собой. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие, а часть как этносословную группу. В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года - 27 387 человек. В Башкортостане и сейчас все не мишарские татары в народе называются тептярами. Их количество при соблюдении коэффициента 1926 года на сегодняшний день получится ок. 50 тыс.чел. Тептри - это булгары? Да!

Рядовой Тептярских полков, 1819-1825
Рядовой Тептярских полков, 1819-1825

Пермские татары этнографические группы татар, проживающие на территории Пермского края. Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Численность татар в Прикамье в 1989 году составила 150 460 человек. Перепись 2002 года отметила сокращение их численности до 136 597 татар. Часть этих татар можно отнести к булгарам, часть - к башкирам.

Деревня Танып Бардымский район Пермской области, дореволюционное фото
Деревня Танып (Бардымский район Пермской области).

Польско-литовские татары - самостоятельная этнотерриториальная общность татар. Общая численность свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии 7,3 тыс., в Литве около 3,2 тыс. и в Польше около 500 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдове, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие - в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты). Прежде эти татары называли свое вероисповедание верой бисурманской, а себя - бисурманами. Однако после войн с турками слово «бисурман» приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве самоназвания. Согласно собственной традиции первые татары (в основном это были мужчины-воины) пришли в Великое Княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем. В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков на территории Великого княжества литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайской Орд, Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов. В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма и княжество Мансура. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого Княжества Литовского (например Грюнвальдская битва). В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно - по всей стране. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынудило смешанные браки. Родного языка у них не было, т.к. племена были разноязычны. Уже к концу XVI века перешли на старобелорусский язык, позднее часть перешла на польский. Для религиозной литературы использовался модифицированный арабский алфавит. Булгары ли польско-литовские татары? Однозначно нет! Хотя, возможно, среди них были мужчины из булгар. Но не думаю, что их было много. Булгары - земледельцы, и в войсках золоордынских ханов их было в меньшинстве, если вообще были. Основной костяк польско-литовских татар составляют потомки крымских татар и ногайцев (это были мужчины воины, которые взяли в жены литовских и польских женщин).

Польско-литовские татары
польско-литовские

Кряшены (крещёные тата́ры) - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов. Исповедуют православие, проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях. По неофициальным данным их численность доходит до 700 тыс. человек, из них, по словам отца Павла - уважаемого кряшенского священника из Тихвинской церкви г. Казани, в Татарстане проживает 400 тыс. кряшен. Хотя при этом на переписях казанскими властями официально выделяется не более 30 тыс. кряшен. Все это делается для того, чтобы держать численность татар больше половины от числа всех жителей Татарстана и поэтому остальных кряшен причисляют к татарам.

Согласно традиционной (и сильно раздутой мусульманской интеллигенцией) точки зрения кряшены возникли в процессе поэтапной насильственной христианизации тюркских и финно-угорских народов после падения Казанского ханства. Однако в последнее время появляется все больше доказательств, что насильственной христианизации не было. Христианизация была добровольная, и многие кряшены до этого не были мусульманами. К тому же имеются множество фактов существования христиан среди предков казанских татар еще со времен Причерноморской и Волжской Болгарии. Например, историк и богослов А. В. Журавский. утверждает, что крещёные татары не являются крещёнными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркоязычных племён - булгар, крещёных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. Так в статье газеты «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время» и т.д. Подробнее об этом читайте:

Авраамий Болгарский: святой из волжских булгар,
"Греческая палата": следы средневекового христианства в Болгаре (Татарстан),
Петр и Стефан Казанские: святые из казанских татар (булгар),
Турсас - Преподобный Серапион Кожеозерский: святой из казанских татар (булгар),
Святая Мученица Платонида: святая из казанских татар (булгар).
Предки современных татар были христианами? Интересные факты.

Ещё одну версию выдвинул казанский историк и кряшен по национальности Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — монгольскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге. Есть версия, что название династии крымских ханов Гиреи восходит к слову "кереиты". Согласно Глухову потомки кереитов поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти.

Однако вариант М.Глухова на мой взгляд выглядит мало убедительно. Кереиты были монгольским племенем, а не тюркским, и выглядели они как настоящие монголы (были монголоидами), в то время, если посмотреть на современных кряшен, то внешне они типичные европеиды. Вряд ли за столь короткое время они кардинально изменили свою внешность. И нет фактов того, что кереиты переселялись в Казанское ханство. Среди тюркских народов кереиты остались лишь в составе казахов. Они оставили свое самоназвание и являются одним из казахских родов. По свидетельству Ч.Валиханова, кереиты после образования казахской народности вошли в состав Старшего жуза, но вскоре часть отделилась от него и ушла к узбекским сородичам. Сейчас кереиты в виде родов в составе национальности халха населяют различные аймаги Монголии. В Южной (Внутренней) Монголии они входят в состав национальностей Цахар, Ордос и Баарин. Кроме того они входят в состав торгоудов Монголии, России и Китая. Не смотря на это, в кряшенских кругах (может быть из уважения к родному ученому), ходит эта версия. Но при этом мало кто понимает, что желая откреститься от этнонима "татары", они наоборот причисляют себя к татарам, ибо кереиты - это и есть те самые настоящие татары (только не те, что живут в Татарстане, а те, которые обитали в Монголии). Если татаристы считают, что казанские татары - это потомки татаро-монгол, то и Глухов, получается, такой же, как они, - татарист. Булгарская версия их отпугивает лишь потому, что у всех на устах звучит, словно мантра, "булгары были мусульманами", что, конечно же, не правда. Но это всего лишь следствие незнания ими булгарской истории.

У кряшен есть замечательный народный стих, где говорится, что они родом из булгар:

Ургый гына ургый урак урдым
Ата-бабабызның кәсебе.
Керәшеннәр кем дип сорасагыз,
Болгарлардан килгән нәселе.

Кстати, есть мнение, что предки кряшен – керечины – выходцы из государства Керии, части гуннской им­перии, когда в 619 г. булгарский князь Бу-Юрган (дядя Кана Кубрата) для заключения союза с Византией принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен (вероятно, – Корсунь или Херсонес) и с той поры православных булгар называют кряшенами. Данная гипотеза так же довольно популярна в кряшенской среде, т.к. многие национальные лидеры высказывают сегодня несогласие с происхождением этно­нима своего народа от слова «крещеный»

Заведующий Центральной крещено-татарской школы с 1895 по 1917 гг. Среди учащихся женского отделения Казанской крещено-татарской школы.
Кряшенская школа

Семья священника Тихона Леонтьева справа налево: священник Тихон Леонтьев, его дочь Мария Тихоновна, сестра жены Софья Никитична (в замужестве Харитонова), его жена, Мавра Никитична Леонтьева (в девичестве Старцева), его сын Иван. Фото из семейного архива праправнука священника Тихона Леонтьева - Константина Демидова



кряшенки

кряшенки

Нагайбаки. Язык нагайбаков очень близок к татарскому, хотя нагайбаки исповедуют православную веру и именуют себя "нагайбаками" и сильно дружат с казанскими кряшенами. Среди нагайбаков существует предание о том, что этот гордый народ принял христианство задолго до русских. Историк нагайбакского народа, житель села Фершампенуаз Александр Григорьевич Тептеев утверждает, что тюркский язык был таким международным языком средневековой Азии, как нынешний английский для современного мира. И нагайбаки так же приняли новую для себя речь, как болгары приняли универсальный язык Балкан - славянский. Какой была речь нагайбаков изначально, не знает никто; да и о самом происхождении нагайбаков доминирующей теории не существует. Есть очень красивая легенда о том, что нагайбаки произошли от ногайских воинов – охранников Суйембекэ (она была дочерью ногайского хана) - жены Казанского хана Джан-Али. Их нанимали ханы как искусных и честных воинов, благородных рыцарей азиатского Средневековья. Когда пала Казань, ногайцы, ведомые некоим Ногай-Беком, искали другой службы и нашли ее у Московского царя. Нагайбаки, когда Москва затеяла войну с Казанью, с низовьев Камы ушли южнее, в долину реки Ик. Когда Москва затеяла войну с башкирскими и киргиз-кайсакскими племенами, нагайбаки приняли в ней самое деятельное участие. За верность российской короне в 1736 году именным указом Анны Иоанновны нагайбаки были определены в казачье сословие. На реке Ик была основана крепость Нагайбакская (см. Село Нагайбаково: история, достопримечательности и заветные места). Первым воеводою стал В.Суворов (отец великого полководца Александра Суворова), уступивший в 1745 году место первому атаману нагайбакских казаков А.Ермекину. В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками и участвовали в сражениях за Берлин, Кассель, под городом Лейпцигом, вошедшим в историю как "Битва народов". В марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на Марне и проявили себя храбрыми и преданными Отечеству воинами. Оренбургский край испокон веков не знал покоя. Башкиры нападали на киргиз-кайсаков, они - на башкир, калмыки - на тех и других. Так продолжалось сотни лет. Для установления мира решили враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью в пятсот верст. Весь "новолинейный” район вошел в состав Оренбургского казачьего войска. Весной 1842 года казаки-нагайбаки с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на "новолинейных” землях. Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. По ходатайству генерала-губернатора Оренбургского края П.Сухтелена казачьим постам, крепостям и станицам присвоены названия, связанные с победами русского оружия: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Треббия, Балканы, Лейпциг и т.п. Всего - 31 название, по местам сражений в Европе. Так началась история уникальной страны нагайбаков. Нагайбаки служили исправно. Особенной неприветливостью к нагайбакам относились башкиры, и их неоднократно усмиряли. До сих пор башкиры словосочетанием "вот придет нагайбак...” стращают своих детей. Среди нагайбаков было много полных георгиевских кавалеров, их вообще посылали в самые горячие места как самых храбрых воинов. Впрочем в историю войн они вошли как "казаки”, а потому многие из славных дел нагайбакских воинов остались за рамками военно-исторических хроник. С тех пор нагайбаки проживают в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Численность ок. 10 тыс.

Можно ли отнести нагайбаков к булагарм? Хм, не знаю. По мнению одних исследователей нагайбаки не были изначально мусульманами и приняли христианство еще в булгарский период; по мнению других, что они - ногайцы (из-за схожего названия), то есть кыпчаки, которые в 14 веке мигрировали в Среднее Поволжье из Приазовья, затем уже переселились на берега рек Ик и Сюнь. Если посмотреть на внешность современных нагайбаков, то можно заметить, что они европеиды и очень похожи на казанских татар. Либо они смешались с русскими, либо изначально так выглядели. Может быть название нагайбаки и ногайцы чисто случайны? Ведь фактов того, что ногайцы исповедовали христианство нет. Но есть свидетельства того, что в их ряды попадали не только тюрки. В состав нагайбаков вошли крещеные калмыки, афганцы, арабы, аравитяне, армяне, бадакшанцы, бухарцы, каракалпаки, кубанцы, персияне, талыжцы, турки, узбеки и хивинцы. В окрестных селениях жили кряшены (крещёные ясачные татары и тептяри), которые часто переводились в ведомство Нагайбацкой крепости по мере обращения их в христианство. Кроме того частью нагайбацких казаков стали принявшие христианство башкиры. Может, действительно их название просто пошло от их легендарного предводителя Ногай-Бека и конкретно к ногайцам они не имеют никакого отношения? В общем, этот вопрос остается открытым.

Казаки-нагайбаки из села Париж, начало 20 века.
Казаки-нагайбаки из села Париж, начало 20 века.

Дочери атамана п.Фершампенуаз Ф.А.Танаева. Девушки одеты в одежды по последнему писку "татарской моды" начала 20 века.
Нагайбачки

Нагайбачка

Вкратце, ситуация такова:



Булгары (85-90%):
• Казанские татары
• Тептяри
• Кряшены

Близки к булгарам:
• Мишари (значительное генетическое родство не зависимо от теорий)
• Касимовские и бордаковские татары (генетическое родство с мишарами и булгарами, но суммарное влияние ногайских, крымских, астраханских, сибирских, казахских тюрков)
• Нагайбаки (зависит от теории, но булгары в этногенезе участвовали сильно)
• Пермские татары (часть булгары, часть башкиры - четкого разделения нет)

Не булгары (родство на уровне соседних народов):
• Астраханские татары (значительно ногайцы, незначительно хазары, из-за хазар родство с булгарами минимально)
• Сибирские татары (нет никаких связей с булгарами)
• Польско-литовские татары (мужчины из ногайцев, крымских татар и караимов, женщины - польки и литовки)

Вывод: всех татар назвать булгарами нельзя! Татарскую национальность создали искусственно, объединив под одним этнонином разные народы. Ожидаю, такой вывод понравится не всем...

p.s. В этом посте я не рассматривал других не татарских потомков булгар. И крымских татар тоже не рассматривал, потому что они никогда не считались с казанскими татарами (булгарами) одним народом.

Любое использование опубликованных материалов возможно только при указании авторства и(или) ссылки на исходный источник.
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Да, интересно..
(Anonymous)
У нас в Липецке татары ничем от русских не отличаются. Знаю одного парня татарина к нам в качалку ходит, так по-моему он у него лицо более славянское чем у некоторых русских. А так прикольный парень, шутки постоянно шутит. Татары - это скорее тюркоязычные русские я бы сказал.
Re: Да, интересно..
"Татары - это скорее тюркоязычные русские я бы сказал." ))) Такое я слышу впервые. =) Не соглашусь, с тем, что татары - это русские. Где-то в глубине веков, наверное, все таки были общие предки, когда не было еще ни славян, ни тюрков, а были скифы. Скифы, скорее всего - они наши общие предки =)
татары
Из всех вероисповеданий православие самое агрессивное. принудительное хрестьянизация в стране преобрело огромных маштабов ( Лев Прозоров Крещение огнем и мечем.
http://xn----8sb7akeedene4h.xn--p1ai/recomenduem/502-kreschenie-ognem-i-mechom-kak-utopili-v-krovi-yazycheskuyu-rus.html ). Следствие такого крестрого похода перешли много народов в русский этнос. На мой взгляд, процентов 20 так называемых русских - мишаре. Вспомним А. Пушкина, предлогавшего поскребить русского )
Re: татары
Из всех вероисповеданий - ислам самое агрессивное. До сих пор по всему миру продолжают убивать, взрывать и насиловать людей. Православие ни чем этим не занимается и не занималось в прошлом.

Edited at 2014-07-01 08:51 am (UTC)
Очень ценная информация! Только терминология местами слишком вольная. Например "причислили к русскому этносу". К этносу (по-русски "племени") нельзя причислить. Можно причислить к народности "русский" (по-импортному к национальности). Еще: применительно к теме применять слово "народ" можно только к племени, союзу племен, составляющих государство.
Автор хотел блеснуть знанием истории сочинённый "прорубателем окна в Европу"? Так и хотят "булгарасты" породнить татар с дунайскими болгарами,только вот генетика всё отвергает.Учите матчасть уважаемый историк не по школьным учебникам!
Товарищи русские нацисты. занимайтесь своими проблема
Товарищи русские нацисты. занимайтесь своими проблемами, а к нам не лезьте. Мы то уж лучше знаем кто мы, рисуйте свои диаграммы для себя.
Re: Товарищи русские нацисты. занимайтесь своими пробле
Товарищ Анвар, автор данной статьи к русским, и тем более к нацистами никакого отношения не имеет. Причем здесь нацисты, смею вас спросить?

Edited at 2014-06-10 06:20 pm (UTC)
иван иванов ВК
(Anonymous)
проверка связи
Re: иван иванов ВК
Связь есть. Что хотели сказать?
иван иванов ВК
(Anonymous)
обернёмся в историю.
В 1206 году в монгольских степях воин Темучин, объединив все родственнве племена ( найманы, кераиты, меркиты, татары....) и насильно ассимилировав их,создаст моноэтническое монгольское государство, его на курултае объявят Чингизханом, и начнётся завоевание Азии....Татары, князья которых убили его отца, станут изгоями, татары-воины поставлены в самые первые ряды в боях на искупление вины,смертью, они так насмерть бились в боях, что после битвы на р. Калке истошный крик " Татары идут!" на века повис над Русью. Но завоевав Крым, Чингизхан оставил холостых татар-воинов в новом Крымском улусе ведущими, где они и ассимилировались в половецком семейном этносе, внуки их уже не знали монгольского диалекта да и потеряют и азиатские черты лица ... Так появится новый этнос - крымские татары. Они и сегодня помнят далёкого и грозного Хана, но помнят и грозное имя своих предков...
иван иванов ВК
(Anonymous)
В 1443 году татары образуют своё Крымское ханства, будут жить войной, грабя Русь, Литву, Польшу...Участвуя наёмниками за деньги, успевали и грабить, продавать пленных в Турцию. Когда Иван III соберётся на монгол, то крымцы сбегутся на своих обидчиков, что монгольское иго и кончится в 1480 году. Золотая Орда падёт, чингизиды возглавят новые ханства, крымцы, конечно, не примут в Крым чингизид-хана Улу-Мухамеда, вот он и поедет в Булгарский улус, преобразует его в Казанское ханство, его династия устоит до 1518года.
Иван III освободит от монголов и Булгарский улус, он станет Московским протекторатом, и ханов будет утверждать ! Москва. В 1518 году Москва пришлёт на трон касимовского хана, но касимовцы были крещённые, казанцы -булгары мусульманские стали против, в 1521году пришлось позвать хана по вере из крымских Гиреев....
Re: иван иванов ВК
А после 1480 года еще 220 лет руцкий князь платил дань крымчакам, а если забывал, то приходили татары и палили Кучково. И только в 1700 году это закончилось.
иваниванов ВК
(Anonymous)
Гиреи, не долго думая, потянули ханство под Турцию, обозвали по себе булгар татарами казанскими, чувашей -татарами горными... Ивану IV грозному возвращать ханство и булгар под свою руку, дедовский титул Князь Болгарский был отстоян. Крымское воинство было выпровожено, на осевшая за 30 лет диаспора чиновников и породнившихся с булгарами крымцев была оставлена по Мирному договору с принятием присяги Москве. Эта татарская администрация досидит во власти до ленина-сталина, выпросит по себе Татарскую АССР, ложно обвинив исламскую! БНР ваисовцев в сепаратизме, она при крушении СССР прожидем Ельцыным, объявит суверенитет Татарстана от своего татарского имени, точно как и ТАССР. Татарское имя республики подтверждено и при Переписи-2010( см. выше). Что интересно, крымские татары их признают как булгар, как бывших своих вассалов - казанских татар. Вассальное имя ныне охватило 5,0 млн в Переписи-2010...
Re: иваниванов ВК
(Anonymous)
Да будет вам известно ,что татарами всех мусульман назвали русские,кого казанскими(булгары) ,кого крымскими (кырымлы) ,закавказскими ,(азербайджанлы),горскими (балкарцы- малкъарлыла , таулула и карачаевцы (‎къарачайлыла) ,кундровскими (карагаш) ,кумыков (кумуклар) ,ногайцев (ногайлар) и т д. Да и с происхождением народов у вас ошибочка , подучите мат часть,поинтересуйтесь хотя бы в генофонд .ру. Настроить татар друг против друга не получится.
иван иванов ВК
(Anonymous)
В заключении для разрядки напряжения от чтения политический анекдот... После присоединения Крыма к России наследником - прожидью Путиным к татарам крымским заявился казанский Миниханов, назвался им братом единокровным, речь начал на смешно-татарском, местные "братья"улыбались, даже хлопали как артисту, что принято за понимание ( крымский - это турецкий вовсе, казанский- кипчакское), сходил в мечеть, там по-арабски коран, ладно мулла был на месте, отбился... от всё улыбающегося "брата"
Крымцы считают себя турецкими подданными, да и в Турции их более 10 раз, чем в Крыму, ведь их выселяли под "0"и Екатерина II и Сталин, что ещё их ожидает? А Минниханов всё-таки не из той ли диаспоры осевших в Казанском ханстве крымцев=чиновников ? Что до Шаймиева - он из отатаренных булгар, вон как взялся за восстановление города Булгар. Это голос крови.....
Re: иван иванов ВК
Очень интересные и верные комментарии. Спасибо.
у нас в Сибири была волна переселения казанских татар. И в средневековье, и псоел отмены крепостного права. В конце 20 века, в начале 20 века до революции и в течении всего 20 века.
Казанцы приезжали в Омскую, Новосибирскую область. Селились целыми улицами. Сперва не смешивались с нами сибирскими татарами, потом смешались.
Советую прочитать статью историка Г.Р. Еникеева "ВСПОМНИМ ИМЯ СВОЕ…". Там хорошо прояснен этот вопрос. Статью легко найти в интернете по названию.
Никак не проясняется, обычная пропаганда татаристов-монголистов. Подлинные татары давно истреблены, а нынешние "казанские татары", то есть булгары, носят кличку, доставшуюся от своих завоевателей...

Edited at 2014-10-31 08:33 am (UTC)